Если весна началась у меня с мощного потока энергии, заряжавшего как Энерджайзер (здесь я имею в виду группу Die Krupps с Юргеном Энлером во главе), то лето взяло исток в Шабаше. В Чёрном, британском. 1 июня в московском Олимпийском выступали родоначальники хард-рока Black Sabbath.
ВступлениеИ это было для меня весьма примечательным событием, потому что, "а я бы вот хотела побывать на концерте Саббатов, что собирается произойти в столице..." - нечётким фантомом всплыла мысль в моём мозгу, когда я увидела анонс концерта. Достоверно я не помню, когда именно увидела этот анонс, немаловероятно, что осенью. Признаюсь, я всегда любила Оззи уже просто за то, что этакое чудо существует на нашей бренной планете. Он был шикарен со своими хомячьими щёчками в молодости, он шикарен в своей харизматичной немолодости сейчас. А уж его жесты и ужимки и «ангельский, должно быть, голосок», так и есть при нём. То есть жила я себе спокойно, периодически вспоминая, что да, неплохо бы на концерт, и надеясь - авось подфартит ещё. И вдруг за пару дней до концерта пишет подруга, с которой мы пару раз обсуждали эту тему, и рассказывает, что вся в раздумьях, но хочется на Саббатов ужасно. Ко мне же должны были приехать на выходные родственники и занять всё время, как обычно это у нас бывает. В такие вот визиты на побочные планы лучше сразу не рассчитывать. И билеты остались уже дороговатые (это Москва, детка, - их и изначально-то дешёвыми назвать язык бы не повернулся).
Вдруг мне звонят эти самые родственники и говорят, что не приедут. А в сети вдруг попадается чувак, продающий относительно недорогой билет. На трибуну - ну ничего, покатит. Блэк Саббата я, вроде бы, не настолько фанат, чтобы покупать билет в фанку и тусить у СК с утра, дабы быть поближе к сцене к началу концерта. А не у сцены, ну не знаю, как-то не в прикол. Я связалась с парнем, выкупила билет и всё пыталась для себя осознать, что иду на концерт тех самых, великих и ужасных. Заодно пыталась разобраться в дискографии Black Sabbath. Странное дело - музыка Саббатов вдруг оказалась для меня непростой. Было в ней что-то такое, что для моего организма крайне загадочно. То есть я, бывало, слушала и прогрессив (без которого здесь, конечно, не обошлось - время на рубеже 60-х и 70-х было такое), и психоделию, и хард (и не сказать чтобы я была его фанатом), и дэт (почва для рождения которого в музыке группы налицо). Но здесь присутствует что-то ещё, какая-то такая оскомина, от которой песни Саббатов не просто песни, и саунд не просто саунд, и все эти треки, как застенчивые барышни, флиртуют со мной, не раскрываясь до конца. Такие вот обнаружились пассатижи. И шла я на концерт, стараясь минимизировать априори в сторону открытия сознания для нового экспириенса.
Следует также отметить, что концерт обещал быть довольно-таки сенсационным, потому что легендарные Black Sabbath должны были «обнулить» все изменения, что претерпела группа за прошедшие годы, и приехать первоначальным составом. Сыграть самые звёздные хиты и, раз уж на то пошло, представить публике новый альбом под названием "13" (название пластинки, стоит заметить, эффектно сочетается с нынешним возрастом Оззи и Тони, каждому из которых нынче по 66 лет). Итак, группа должна была приехать в составе: Тони Айоми, Оззи Осборн, Гизер Батлер и Билл Уорд. Последний, однако, отменился, как сказали музыканты на пресс-конференции, ввиду болезни. И сея отговорка "действует" уже не первый реюнион. Истинная причина, вероятнее всего, кроется в излишней требовательности барабанщика к условиям воссоединения. Да, в общем, не важно. Самый животрепещущий элемент этого реюниона Black Sabbath был виден налицо - стоило лишь послушать, как зал единогласно выкрикивал: "Оззи! Оззи!".
Собравшись, группа навострилась было триумфально поехать в тур, но вдруг у Тони Айоми обнаружился страшный диагноз - лимфома. Фанаты издали огорчённый возглас и с замиранием сердца надеялись, что всё обойдётся. Ну и что гастроли состоятся, ох, а как же? После дамоклового меча отмены тура всё-таки было объявлено, что гастролям быть, что Шабаш в России состоится весной (или летом) 2014 года. А историческая значимость концерта невиданно возросла: кто знает, попадешь ли ты на такой концерт ещё раз? Возможно, ты станешь частью Истории!
О концертеНайтись на концерте было легко. Ещё даже не выйдя из метро, ты просто включался в поток людей в чёрном - этаких летучих мышей, жаждущих, чтобы им снесло голову, - и плыл по его течению, пока тебя не вынесет к Олимпийскому, и не встанет вопрос поиска собственного пути, к месту на трибуне.
Кстати, подруга, которая разожгла во мне огонь желания, так приехать на концерт и не смогла, и я в гордом одиночестве провалилась в эргономичное сидение где-то за 10 минут до официально старта мероприятия. Оно, как ни странно, совпало и с фактическим началом. Чётко по расписанию ровно в 7 часов на сцену вышла разогревающая группа БАГ, отыграла свои положенные 40 минут, а ровно в 8 уже началось выступление Black Sabbath. Я не очень поняла, почему, но у присутствующих на концерте ещё задолго до исторического события было отчаянно негативное отношение к разогреву. В группе ВК даже предлагали организовать антифлэшмоб. Ну, команда как команда, играли – жить можно, ну, не блистали оригинальностью. Но в фан-зоне какой-то явный негатив, видимо, присутствовал. И вокалистка группы оправдывалась перед публикой, что мол «я понимаю вас, мы все заложники ситуации, но выступление отмерено по времени, так что давайте вы просто пошлёте меня дружно на, и мы доиграем свой сэт». Послали её, конечно, с энтузиазмом, но сложившаяся ситуация всё-таки была крайне странна. Солистка практически все междупесенье таким манером давила на жалость, и как-то это было вовсе не брутально для рок-команды. Будем считать, что в итоге первой части вечера я получила ценный бит информации: группу БАГ я слушать больше не буду.
Перед сценой опустился занавес, подсвеченный «глубоко фиолетовым», и началась подготовка к выходу мировых легенд. Благоговейная ожидающая тишина прерывалась пробами микрофона, затем гитар. По верёвочной лестнице с краю карабкался парень. Всегда эта профессия будоражила моё воображение. "Не кочегары мы, не плотники" - вот это жизнь в экстриме, я понимаю. Залезший наверх чувак, утянул за собой лестницу, и вовсе не оставив никаких напоминаний о себе...
Тем временем зал всё наполнялся. Фанку расширили до предела, танц-партер жался где-то по бокам, трибуны были довольно плотно укомплектованы, однако по самому центру на верхних местах обнаружилась внезапная дыра. И если учесть, что в шоу Саббатов периодически делалась световая дорожка по центру от сцены до самого верха, дыра сея не давала о себе забыть. Как и ожидалось, был здесь народец всех возрастов, кто-то специально окультуривал всю семью, приводя жён и детей, некоторые приходили целыми кланами до 8 человек. Слева от меня сидела почтенная семейная пара. Позже подошёл парень и сразу же признался, что он - большой любитель Саббатов, вдохновенно рассказывал, какие номера и концерты ему наиболее по душе. Справа пристроилась пара цивилов: парень с девушкой, которая постоянно с опаской косилась на меня, когда я, кажется, вполне логично, пёрлась от шоу. А спереди сидел изначально нетрезвый (или вдохновлённый?) парень, которому было безоговорочно хорошо ещё до концерта…
Нередко случается так, что, чтобы понять, отчего данная группа так любима и популярна, нужно просто сходить на её концерт. Посмотреть, как всего-навсего четыре человека справятся с немалым залом, наполненным огромным количеством людей, заполнят этот зал своим звуком, своей атмосферой и сделают что-то такое, от чего все зрители будут в восторге. Интересно понаблюдать за свершением такого чуда. И этим музыкантам оно, бесспорно, удалось. Уже в первых ударяющих по нервам тягучих голосах гитар чувствовалось что-то зловещее, напирающее и захватывающее, звук был плотным, и он разливался по залу, как вода по стенкам стакана, постепенна заполняя собой все пустоты. А с выходом товарища Оззи зал просто восторженно взорвался.
Вот почему люди так любят Оззи? Почему трибуны скандируют его имя, на пресс-конференции все микрофоны повернуты в его сторону, а Black Sabbath часто ассоциируется с ним, хотя за всю историю группы он числился в составе команды даже меньше половины «срока»? Возможно, потому, что Оззи - прирождённый фронтмен. Вот ведь паренёк из бедной семьи, пробовал работать и так и этак, и нигде такому фрику не было места. А потом он решил петь. И поёт до сих пор. Чуваку уже 66 лет, и возраст вместе с прошлым образом жизни дают о себе знать, а ему хоть бы хрен. Он рассекает сцену, прыгает, поливает благодарную публику водой, делает своеобразный хэдбенгинг, разговаривает со зрителями, как с давними корешами. И возрастные изменения этих манипуляций вносят в них даже особую изюминку. На сцене Оззи живёт, и порой в перерыве между вокальными партиями, так довольно и непосредственно улыбается, что умилению и всепоглощающей любви просто нет конца. Оззи - очаровательный безумец, непредсказуемый (особенно во время процветания своих зависимостей), но беззлобный. Он даже головы крылатым откусывал без умысла. Оззи создаёт шоу. Просто своим появлением - потому что он непременно совершит что-нибудь этакое, за что все неминуемо будут сражены его шармом.
Кроме Оззи голосом на концерте не работал больше никто. Тони и Гизер стояли спокойненько по сторонам, выдавая сочный звук. Каждое соло Тони будоражило, и я всё наблюдала, как он ловко играет рукой с травмированными в молодости пальцами. На них всё те же накладки, методом проб и ошибок «собранные» ещё в начале пути? Отличным было и соло басиста Гизера Батлера в песне «N.I.B.». А соляк молодого барабанщика Томми Клуфетоса, участника команды Оззи, приглашённого в тур BS, было буквально центральным событием.
Когда концерт приближался к середине, было видно, что Осборн немного запыхался. Старшие устроили себе небольшой антракт, для зрителей обернувшийся поражением от услышанного барабанного соло минут как минимум в 10. И было это такое мясо, мощное, разнообразное, умопомрачительно скоростное, что порой думалось, а человек ли вообще, этот Томми?! Соло прерывалось короткими паузами, и зрители думали, что всё, тут, наверное, уже и конец. Но едва начинались восторженные аплодисменты, как Клуфетос разражался очередной очередью барабанных ритмов. Удары по бас-бочкам отдавались где-то в горле, свет мелькал, и самому Томми ничего не было видно. Зал ошарашено замер. Поиграв с реакцией аудитории и выдав контрольный в голову, Томми... не прерываясь, тут же вступил в следующую по программе песню "Iron Man". На сцену вышли передохнувшие участники группы, и концерт продолжился.
А эта самая "Iron Man" была довольно эпична. Выйдя на сцену, Оззи Осборн тут же предложил спеть её вместе. Как я завывала… с таким восторгом я, наверное, пела только на Раммштайнах. К тому времени мне уже стало наплевать на реакцию своих соседей по трибуне, которые сами сидели как истуканы. Рок-концерт - это вам не акустика в филармонии – здесь ведь весь прикол во взаимодействии музыканта с залом. Однако трибуны в подавляющем большинстве этого мнения, почему-то, не придерживались. "Я всё ещё крейзи. А вы? Я ни хрена не слышу вас!", - провозглашал Оззи, шастая то к одному, то к другому краю сцены. Да, это была та самая манера ведения концерта, высмеянная Раммштайнами в "Ich will", но в случае Оззи она была совершенно естественна. И "Покажите мне, насколько вы крейзи", и прекрасные партии гитаристов, и призывное кукование Осборна, на которое, пожалуй, откликнулись бы и сами птицы, так оно натурально звучало - всё это сливалось в одно гармоничное целое. Бессмертная классика Black Sabbath в трек-листе сочеталась с произведениями из нового альбома. Последних, правда, было немного. Невозможно не отметить песню "Black Sabbath". Ту, с которой всё началось однажды, песню-ужастик, от которой на этом концерте и в самом деле по коже отчаянно бежали мурашки. Звук дождя, звон колоколов, по экрану завораживающе расплывался логотип группы, а для пущей остроты момента в звук на выходе добавили реверберации. Интересное ощущение: ты словно сидишь в огромном пустом тёмном зале наедине с щекочущим нервы страхом. Все эти звуки, имитации старых фильмов ужасов включают в свои произведения теперь немало групп, но это было уже после Black Sabbath. Однако вот оно, начало начал во всех красках. (Одного парня в фан-зоне восторг переполнил настолько, что тот, безоговорочно последовав запросу Оззи быть крейзи, скакал по периметру фанки, периодически пускаясь в пляс.) И можно было представить, что находишься ты вовсе не в 2014-м, а в каких-нибудь семидесятых. Но скоро экран снова дал крупные планы музыкантов, и всё встало на свои места.
А экран в зале был один. И помимо планов самих музыкантов на нём транслировался ещё и заготовленный видеоряд с порой весьма фривольными для заявленных 12+ картинками. Всё это сразу монтировалось и подавалось в форме коллажа, походившего на инсинуации поп-арта.
Все детали складывались в то самое "так и должно быть" - полная самодостаточность, сложенная недюжим профессионализмом. Казалось, что концерт этот вечен, что не будет ему конца, что он впитался в твою кожу. Но вечер неумолимо близился к концу. В разгаре была очередная нетленка "Children Of The Grave", когда вдруг отключился звук... Сначала я подумала, что так и задумано. Оззи бегал по сцене и призывал к реакции аудитории. Тогда наконец-таки уже весь зал выдал эту самую реакцию. "О, хороший ход", - подумала я, но песня всё не продолжалась. Приказали долго жить основные колонки. То есть самим музыкантам было отлично слышно, что они играют. А вот залу оставалось только прислушиваться... как Саббаты доигрывают песню при этом куцем звуке до финала... Как выяснилось позже, в Олимпийском полетели порталы - эти самые колонки, направленные в зал. И восстанавливать их, видимо, никто уже и не стал: ну а чего вы хотите - ради оставшейся половины песни и энкора бегать поправлять громоздкую аппаратуру? Отсутствие звука Оззи пытался компенсировать бурной деятельностью на сцене: он бегал из края в край, прыгал, трясся, вставал на колени и кланялся, вероятно, исполнял какой-то ритуал для оживления микрофона, но всё было тщетно. Песня закончилась, и группа скрылась со сцены.
"А бис бывает у них?" - с надеждой спрашивала я у притихшего "фаната"-соседа. Зал звал. Оззи из-за сцены передавал привет, потом запел вокализом "оле-оле". Очнувшись, аудитория подхватила тему. Через пару минут я увидела, как из-за сцены за кулисы проехала машина, а за ней ещё три. Кажется, на том концерт был и окончен.
Я вышла из СК, не очень осознавая случившееся, и, снова поддавшись волне людей в чёрном, вырулила к метро. По дороге включила плеер и только пару песен спустя начала осознавать, где я сейчас присутствовала, и как это было круто. Записи - одно, а вот живая энергия этих песен так даёт по шарам, что только держись. В вагон входили люди, но я относилась к ним снисходительно: они не были свидетелями того зрелища, на котором удалось поприсутствовать мне. На сидении напротив сидела пожилая супружеская пара - оба в футболках с Black Sabbath. Рядом стояла девушка, тоже ехавшая с концерта, и читала книгу.
Сегодня, когда эмоциональная нагрузка поутихла, песни я слышу уже по-новому. Они, может, теперь не так загадочны, но сейчас я смакую каждую ноту - мы теперь «не чужие люди». Миссия выполнена, ну а мир, как водится, никогда не будет прежним.
"Да благословит вас Господь", - говорил на концерте Оззи Осборн. И всё-таки из уст вокалиста группы с названием "Чёрный шабаш" это пожелание звучит как сарказм.
© Моё фото только инстраграммовское, остальные натащены из разных мест.
Следуй за людьми в чёрном или концерт Black Sabbath в Москве
Если весна началась у меня с мощного потока энергии, заряжавшего как Энерджайзер (здесь я имею в виду группу Die Krupps с Юргеном Энлером во главе), то лето взяло исток в Шабаше. В Чёрном, британском. 1 июня в московском Олимпийском выступали родоначальники хард-рока Black Sabbath.
Вступление
О концерте
© Моё фото только инстраграммовское, остальные натащены из разных мест.
Вступление
О концерте
© Моё фото только инстраграммовское, остальные натащены из разных мест.